вторник, 20 февраля 2018 г.

ПАРЛУНГ


Для тех, кто слушает наставления по дыханию согтиг в практике Мандаравы

С помощью кумбхаки можно почувствовать энергию задержки, а затем благодаря этому ощутить ее присутствие. Например, в янтра–йоге или в практиках дзогрима Ануттара–тантры существует множество дыхательных упражнений. Там говорится, что после надлежащей подготовки йогин постоянно задерживает дыхание в кумбхаке: и во время ходьбы, и во время сна, и во время практики. Это не следует форсировать — такой результат приходит естественным путем. Именно это и есть подлинный парлунг. При выполнении практики парлунг всегда есть некоторая склонность слегка подтягивать вверх, но будьте внимательны, не путайте эти вещи. Если вы физически подтягиваете вверх, это не парлунг. Парлунг всегда связан с присутствием (переживания), которое поддерживает ощущение энергии, силы.

Тот, кто хорошо освоил парлунг и практикует его, сидя никогда не сутулится и не горбится. Если человек не подтянут, если у него сутулая спина, значит, он не пережил присутствия парлунга. Переживание парлунга автоматически распрямляет спину и помогает сохранять осанку. Парлунг ощущается на уровне пупка или чуть ниже, но согласно тексту, — в области пупка. Ощущая присутствие парлунга, вы сохраняете это ощущение, что бы вы ни делали, при всех обстоятельствах.

Эта чрезвычайно важная практика приносит многогранную пользу. Прежде всего, она позволяет обнаружить проявление знания в нас самих. Практикуя преображение на уровне стадии зарождения или йогу ясного света, необходимо постоянно ощущать присутствие парлунга. Выполнение этих практик в сочетании с переживанием парлунга может привести к конкретным результатам.

Переживание парлунга — непременное условие всех практик дэчен (дэва ченпо, или великое блаженство), связанных с переживанием блаженства, когда лунная энергия тает и, стекая вниз через различные чакры, порождает растущее ощущение блаженства. Практик, овладевший способностью поддерживать переживание парлунга в повседневной жизни, постепенно очищает все представления, возникающие в рамках двойственного видения мира, и преодолевает все изъяны, которые могут помешать практике созерцания.



Ясно, что в истинном состоянии созерцания никаких изъянов нет, однако на уровне относительности мы лишь ограниченные своим миром люди, а потому подвержены заблуждению и страдаем недостатком ясности. Временами мы впадаем в апатию, тупость и если начинаем засыпать, то наше созерцание явно далеко от совершенства. Или же мы можем быть возбуждены и пребывать в сильном смятении. Благодаря переживанию парлунга все подобные трудности можно преодолеть, можно даже исправить недостатки деятельности органов чувств. Например, случается, что зрение постепенно теряет свою остроту, вплоть до слепоты, или постепенно слабеет слух. Это говорит о том, что произошло функциональное нарушение деятельности органов чувств. С помощью парлунга функциональные нарушения деятельности органов чувств восстанавливаются.Когда расстроены наши жизненные начала, например, ветер (лунг) или желчь (трипа), могут проявиться самые разные болезни. Парлунг помогает эти начала уравновесить. Иногда практика кумбхаки может вызвать боль в животе. В таком случае следует применить парлунг. Парлунг также обеспечивает защиту от любых инфекций: ведь инфекционные болезни могут нас одолеть, когда наша энергия ослаблена, — это делает нас пассивными и беззащитными перед вредными влияниями. Парлунг защищает даже от неприятностей, причиняемых насекомыми и паразитами.



Парлунг — это также метод, позволяющий различать состояние ригпа <т. е. природу ума> и <проявления> ума. В учениях Дзогчена этому различению придается очень большое значение: без развития способности к различению этих вещей вы не сможете войти в состояние созерцания.

Чтобы развить <переживание> парлунга, держите спину прямой и несколько раз выполните кумбхаку. После этого, не делая задержки, оставайтесь с присутствием парлунга: открытые глаза устремлены в пространство, ум не напряжен, никаких конкретных визуализаций не делается. Эта практика, называемая применение праны Знания (санскр. джнянаваю), может принести множество благих плодов.

Выполняя практику парлунг, нужно выпрямить поясницу: не позволяйте телу оседать, держите его подтянутым, особенно во время практики. У тренированного практика это происходит само собой, и ему уже не нужно об этом беспокоиться. Затем нужно подобрать бока по направлению к пупку, но при этом живот не втягивать (не толкать стенку живота внутрь). Что произойдет, если не подобрать бока? Почти всегда бывает, что живот немного раздувается и выпячивается наружу, тогда как в нашем случае он не выпирает, а остается плоским. Существует движение, называемое дрэн, при котором живот втягивают (толкать стенку живота внутрь), но здесь речь идет не о дрэн. Вы только подбираете бока и живот, так чтобы они не выпирали. Это положение следует удерживать в течение как вдоха, так и выдоха, что отличается от привычного дыхания: ведь обычно, когда мы выдыхаем, живот выпячивается, а когда вдыхаем — втягивается.



В тантре, практикуя визуализацию божеств, важно поддерживать переживание парлунга. Есть два способа визуализации: более продвинутый, или высший, — это метод преображения, когда мы сами проявляемся в виде божества. В данном случае божество представляет собой образец нашего истинного состояния, и, применяя метод, мы можем достичь этого состояния. В подобных практиках важно сохранять парлунг, ибо тогда он становится одной из основ для того, чтобы благодаря преображению обрести целостность бытия. Существуют и другие методы визуализации, например, в крия–тантре, где мы исходим из представления о том, что есть разнообразные просветленные существа, обладающие ничем не ограниченным знанием. Чтобы обрести возможность воспринять это знание, необходимо прежде всего получить передачу, затем мы визуализируем божество перед собой и входим с ним в контакт посредством молитв, подношений и т. п. В этом случае мы видим себя обычными существами, страдающими в сансаре. Короче говоря, этот способ визуализации оставляет нас в рамках двойственности: мы призываем божество и готовимся к восприятию знания, чтобы потом это знание получить. В подобных практиках тоже очень важно поддерживать переживание парлунг, ибо обретение знания становится возможным благодаря энергии парлунга — так магнит притягивает металлические предметы.

Даже когда мы читаем мантры, визуализируем сердечный слог и вращающуюся вокруг него мантру, для того, чтобы действие мантры осуществилось быстро и точно, очень важно сочетать начитывание мантры с переживанием парлунга. Парлунг должен присутствовать даже в том случае, когда мы используем методы сутры, где благодаря практике шинэ можно пережить состояние пустоты, или состояние, не нарушаемое мыслями. В любой момент повседневной жизни — ходим ли мы, сидим, едим или спим, — сумев обнаружить и удержать переживание парлунга, мы сможем автоматически обрести все вышеописанные блага.

Из наставлений Падмасамбхавы видно, что парлунг чрезвычайно важен. Прежде всего, для него не нужно искать тихое место, изолированное от остального мира, чтобы там посвятить долгие часы его практике. Совершенно ясно, что для того чтобы прийти к переживанию парлунга, необходимо долгое время практиковать кумбхаку, иначе вам не удастся прочувствовать его отчетливо. Если же есть отчетливое переживание, все зависит от сохранения присутствия: если не отвлекаться, можно ввести эту практику в повседневную жизнь. Таковы основные наставления по практике парлунга. Выполняя ее точно, можно обрести очень конкретный опыт: например, можно развить ясность, но, прежде всего, можно устранить напряжение ума и энергии. Упорядочивая все виды праны, парлунг приносит огромную пользу в повседневной жизни.



Заключение

Итак, для этой практики необходимо хорошо разучить кумбхаку и правильно в ней упражняться. Когда вы приобретете достаточный навык в кумбхаке, постарайтесь понять метод дыхания, называемый парлунг. Иногда слово «парлунг» употребляют как синоним кумбхаки, но даже если кумбхаку можно назвать парлунгом, следует различать два типа парлунга: с усилием и без. Парлунг с усилием — это то же самое, что и кумбхака, и вначале следует серьезно упражняться именно в такой задержке с усилием. Парлунг без усилий является результатом практики кумбхаки. В действительности, только испытав переживание парлунга с применением усилия, можно обрести переживание парлунга без усилий — это и есть цель третьего упражнения.

Например, попрактиковав задержку некоторое время и вернувшись к нормальному дыханию, можно заметить остаточное присутствие только что пережитой кумбхаки и непроизвольно ощутить легкое сокращение внизу живота. В действительности вы не подтягиваете вверх, как в кумбхаке, а только чувствуете нечто спонтанно связанное с присутствием ощущения (телесного блаженства). Это и есть парлунг без усилия. Так нужно упражняться, а обнаружив присутствие парлунга, постарайтесь сохранять его в любой момент: во время практики, ходьбы, работы и т. д. Это принцип парлунга.

В наставлениях, которые содержатся в подлинном тексте Джигме Лингпы, говорится, что следует принять устойчивую позу и устремить неподвижный взгляд в пространство. В этом случае лучше всего несколько раз выполнить кумбхаку. Затем, сохраняя позу и не расслабляясь, постарайтесь почувствовать энергию парлунга ниже пупка. Когда вы приобретете в этом достаточный опыт, отпадет необходимость начинать практику с кумбхаки.

В парлунге очень важно не расслаблять принятую позу. Даже во время ходьбы нужно всегда в некоторой степени контролировать осанку, иначе невозможно почувствовать парлунг. Парлунг — это разновидность присутствия, которое невозможно обнаружить, если вы отвлекаетесь. Как и ваджрное дыхание (санскр. ваджра-джапа), парлунг помогает сохранять состояние присутствия при любых обстоятельствах. Если мы постоянно практикуем ваджрное дыхание, это означает, что мы пребываем в присутствии, — то же самое верно и в отношении парлунга. Но необходимо понимать, что присутствие парлунга — не отвлеченное представление. Именно поэтому Падмасамбхава говорил, что парлунг — это все, и что он сам по себе может привести к реализации.

Намкай Норбу Ринпоче

Комментариев нет:

Отправить комментарий