понедельник, 4 июня 2018 г.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - ПРОЕКТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНОЙ РЕФОРМАЦИИ И ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Реальностью настоящего становится мощный прессинг глобализации, как претензии на модернизацию социальных систем и формирования нового экономического, политического и социокультурного мироустройства. Глобализация - многоуровневый, противоречивый процесс, что значительно расширяет информационное поле и культурно-образовательные горизонты возможностей межкультурной коммуникации людей, стран, народов. Мобилизационная сила глобализационных вызовов человеку и человечеству производит как положительные сдвиги: формирование открытого информационно-коммуникативного пространства, динамические миграционные процессы, кросс-культурную коммуникацию образования и науки, так и сущностные негативные феномены: системную социальный кризис, дестабилизацию мировой экономики, мультикультурализм, девалоризацию культурных смыслов, маргинализацию и консьюмеризм образования.
Глобальные риски угрожают сегодня существованию гуманистическим ценностным доминантам культуры человечества; аксиологический релятивизм, духовное обнищание, стимулируемый имущественным императивом «этики потребительства», определяет новые ценностные измерения аксиосферы и социальные паттерны, укореняются в современном социуме. 

Формируется новая социокультурная темпоральность, императивом существования которой становится консьюмеризм - потребительская психология и этика. В условиях ее распространения актуализируется дилемма свободы и ответственности за культуру в целом, и по ценностные ориентиры образования как важнейшее культурное достояние человеческой цивилизации. Ведь, очевидно, возникает возможность изменения акцентов и разрушения демаркации между культурой и антикультурой, доминирование псевдокультуры, коммерциализация образовательного и культурного пространств, детерминирует переоценку ценностей в образовании, художественных практиках, человеческой чувственности и духовности, межкультурном взаимодействии и взаимопониманию. Глобализационные трансформации ведут к столкновению культуры и цивилизации (С. Хантингтон), о чем свидетельствуют реалии современного мира: антагонистические социальные противоречия, этнические, религиозные конфликты, которые превращаются в зоны военного противостояния. Глобализация не обеспечивает «единства в разнообразные» культур и народов, хотя производит культурный полиформизм и мультикультурализм, но они не дают образцов плодотворной взаимозависимости, а стимулируют значительные вызовы самобытности национальным культурам и образовательным системам. Это закономерно привело к переоценке классической модели образования, его самодеформации и к появлению новых ангажированных настоящим образовательных парадигм. На их методологических принципах формируются научно педагогические практики, выступают конструкторами и популяризаторами проектов дешевого коммерческого образования, отстаивает маргинальные ценности глобализирующегося мира. 

В контексте всех реформ и реорганизаций, которые пережила национальное образование за последние десятилетия, следует делать акцент на идее духовной реформации образовательной сферы, возможной только при условии диалога, кросс-культурных связей различных культур и образовательных систем. Важным достоянием высшего образования Украины является присоединение к европейскому образовательному пространству. Однако, приобщаясь к лучшим зарубежным образцам и моделям образования, следует сохранять и совершенствовать национальный опыт. Задачей духовной реформации должна стать экология национальной культуры и образования, того самого, что формировавшиеся веками, вызвали к жизни и определяли основные тенденции европейской духовности и образованности. Сегодня они нуждаются в защите от стремительной «вестернизации» и псевдо-модернизации, а, следовательно, реформировать национальную систему образования, необходимо не заимствуя политически ангажированные «готовые образцы», а путем поиска синтеза традиций отечественного опыта и лучших образовательных моделей современности. 

Духовная реформация как диалог культур в условиях распространения тенденций глобализации и ее позитивистской прагматики, предполагает не жесткую зависимость как аккультурации и проектирования бытия «Другого», а взаимную пользу, основанную на искусстве гуманитарного взаимопонимания и совместного взаимодействия по созданию гуманистической аксиосферы. Это, во-первых, означает понимание и организацию системы образования, как педагогики обучения воспитывающая и воспитания обучающий, то есть формирование образа человека в ее многомерности, всестороннему развитию интеллектуальных, художественно-творческих, а не узкопрофессиональных способностей. Сегодня часто можно встретить человека, который владеет компьютерными технологиями, но остается «пещерным» невеждой в понимании гуманитарных процессов и смысложизненных измерений бытия людей, человека, общества. Хочется напомнить, что образование во все времена была паблицитным капиталом государства, ведь она предоставляет определенный социальный статус, обеспечивает не только профессию, но и уровень творческого мышления и культурной эрудиции. Образование - это кропотливый процесс воспитания гражданина, а не «манкурта», формирование и сохранение исторического сознания общества, исторической памяти своего рода, что, в конце концов, определяет гражданскую позицию личности. 

Во-вторых, духовная реформация - это решение дилеммы культуроцентризм versus техноцентризм, конечно в пользу доминирования культуры как духовно мотивационной сферы человеческой деятельности. Техногенная цивилизация с преобладанием технического прогресса и информационных технологий вошла в противоречие с необходимостью преодолеть утилитарно-потребительские гедонистические установки укорененной повседневной практики существования социума, отрекся приоритета духовности. И культура является сокровищницей духовности, это ценности и смыслотворческие факторы человеческого существования, поэтому дальнейшее развитие человеческой цивилизации может быть только на основе корреляции технологических и социокультурных факторов развития. 

Кафедра философии НТУУ «КПИ имени Игоря Сикорского» на протяжении всего своего существования отстаивала путь ментального прозрения и духовного становления. Культурологические дисциплины стали важной составляющей философского постижения мира студентами, которым предлагались и предлагаются теоретические исследования в историю, теорию, современное состояние культуры, а также проекты приобщение к художественным практикам.


Федорова И.И. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий