вторник, 9 марта 2021 г.

О ТОМ ЧТО ДА КАК?


Девушка говорила сбивчиво. Боясь, что никому неинтересно, стеснялась. Сама себя перебивала, комкала фразы и покрывалась багровыми пятнами. Порой трудно было понять, о чем она…

В обсуждении одна из старших по возрасту женщин, желающая чувствовать себя последовательной, удивляясь самой себе и даже как будто извиняясь, рассказывала о своем впечатлении от сбивчивой девушки:
- Я сегодня впервые заметила! Я почти не понимала, что она говорит. Пыталась вникнуть, не получилось. Перестала. И… заслушалась! Всем, что девушка делала, тоном, голосом, она меня собирала, наполняла каким-то содержанием и силой. И мне очень хотелось, чтоб она не остановилась, а продолжала. Она для меня была, как студеный родник в жару. А о чем она, я так и не знаю, - оправдываясь, закончила восхищенная участница.

Стал спрашивать о том же про других.
- Вам нравится его слушать? – спросил про обаятельного, но очень мудрено что-то растолковывающего всем мужчину.
- Очень.
- А вы понимаете, что он говорит?
- Нет!
Я тоже, особенно в группе почти не слушаю, что люди говорят – не слушаю их часто приблизительные, сплошь противоречащие друг другу слова. Точнее, слова слушаю в последнюю очередь. Зато внимательно слушаю и слышу людей: их дыхание, голос, движение, позу, мимику, запах, не знаю что – все…  Слушаю человека целиком. Чувствую его, как бы становлюсь им (ни на миг не теряя себя!). Отдавая себя в распоряжение говорящему, чувствую и пытаюсь разобраться, что его речь делает со мной, как человек своим присутствием меняет меня.
Этому воздействию на меня того, с кем общаюсь, я доверяю. Через это его влияние начинаю понимать контекст, в котором человек рождает то, что говорит, понимать, что, какая жизнь, за его словами. Начинаю, если мне надо, понимать говорящего и говоримое иногда раньше, чем человек сам успел подобрать нужные слова.
Я слушаю людей, а слова, которые они говорят – потом. Мое доверие и понимание строится из ощущения того, как они меняют меня. Как рассказывала женщина о сумбурно говорившей девушке: «я заслушалась… всем, что девушка делала: тоном, голосом, она меня собирала, наполняла каким-то содержанием и силой… как студеный родник в жару».
Мне кажется это очень важно в отношениях: сначала слушать человека, а только потом то, что он говорит. Помните, говорят: «добрый ворчун», «сладкоречивый садист»?
Когда ты слушаешь человека, ты различишь: где это «источник достоверных сигналов» – правды, а где «источник дезинформации – сигналов недостоверных» - лжи. Поймешь, где и как надо вникать в его слова, а где – нет.
Я, как и эта женщина, слушаю человека – что он во мне производит. А только потом его слова. И так его понимаю!

М.Л. Поерасс

Комментариев нет:

Отправить комментарий