пятница, 25 сентября 2020 г.

СТАНИСЛАВ ЛЕМ


— Конечно. Но если бы я не писал когда-то фантастику, то мои серьезные вещи никогда не вышли бы во всем мире такими тиражами. Это было поздним открытием, что я не очень-то умещаюсь в понятии «сайенс фикшн», и не очень-то им интересуюсь. Может быть, философия, не знаю... Это слишком широко. Вот я стал членом Немецкой академии наук, как философ. И это скучно. Вынужден был участвовать в этих нудных заседаниях. Жаль времени на все это. Но жизнь так устроена...

— Да. Разница. Мир такой, как он есть. Мир мы не изменим. и ничего с этим поделать нельзя. Я стар. У меня нет никаких иллюзий. Иллюзии молодости давно прошли.

— Вы читаете современную фантастику?

— Нет-нет-нет! Я не выношу НФ.

— Никого?

— Никого!

— А что сейчас составляет круг вашего чтения? Я говорю о литературе художественной, а не научной.

— «Шерлок Холмс» Конан Дойла. Я очень люблю его и часто перечитываю. Люблю философские книги. Мне много присылают... Сейчас господствует закат, декадентство в беллетристике. Сегодня нет таких писателей — всеобщих, как Честертон или Киплинг. Приходят и уходят моды — и из этих мутных вод кто-нибудь выныривает. Это именуется мейнстрим — секс, кровь, насилие... Меня это не интересует.

— Умберто Эко, Павич, Коэльо...

— Нет-нет. Это все мода. Это не мое.

— А что из нового вы прочли с энтузиазмом?

— Книгу двух американских астрофизиков о том, почему нигде в космосе нет жизни. Мне было очень интересно. Я очень люблю читать книги математиков, физиков, об их жизни и деятельности.

— А польских писателей?

— Нет.

— Поэтов?

— Я могу порыться в памяти и вспомнить, но сегодня не читаю. Стихи молодых не читаю. Всякое поколение создает своих кумиров. Всему свое время. Бросишь камень, а по воде — круги. Мои круги сейчас дошли на край света — в Японию, Тайвань, Корею. В Германии и России меня продолжают любить, это правда. Но сейчас круги становятся все меньше. Мне иногда присылают мои книги, фотографии, чтобы я их подписал. Я это делаю, но меня это совершенно не интересует — слава. Никаких личных контактов у меня сегодня нет. А тех друзей, кого я очень любил, уже попросту нет на свете. Я старый. У меня есть чувство, что vita nostra brevis est, жизнь наша очень быстротечна, brevi finietur. Потом приходит забвение. И 98 процентов всего, что пишется на Земле, отправляется в некрополь, в город мертвых. Никто не читает.

http://www.rf.com.ua/article/561.html


ВСЁ ДЕЛО В КПД, У КОГО ОН БОЛЬШЕ, ТОТ В БУДУЩЕЕ И ПОПАДЁТ. А ВОТ КАКИМ И КОГДА ОНО БУДЕТ, ЗАВИСИТ ... КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ОТ КОГО ИЛИ ТАКИ ОТ ЧЕГО?


Комментариев нет:

Отправить комментарий