понедельник, 11 февраля 2019 г.

Испившие Чашу отравы…


Часть первая

В одном из последних своих интервью, данном Иваном Антоновичем Ефремовым румынскому журналу «Скынтея», великий советский фантаст и ученый сказал, что собирается писать новый роман – «Чашу отравы». Этот роман должен был стать продолжением самой главной, коммунистической, «линии» творчества писателя, выраженной до того в «Туманности Андромеды» и «Часе быка». Однако если в первом произведении были показаны возможности коммунистического общества и то, как это общество функционирует, а во втором выведен антагонизм коммунизма в виде фашистского режима планеты Торманс, то «Чаша отравы» должна была касаться еще более важной темы. А именно – того, как сделать, чтобы наш мир оказался в будущем миром «Туманности», а не миром Торманса.

То есть –новый роман, по сути, должен был подвести определенный итог всей «социальной фантастики» Ивана Антоновича, поставив вопрос о «практических технологиях» борьбы с Инферно. Как говорил сам писатель в помянутом интервью:«…сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю…» Разумеется, данная тема уже не раз затрагивалась им – и в «Туманности Андромеды», и в «Лезвии бритвы», и, разумеется, в «Часе быка». Но окончательная формулировка рассматриваемых там идей должна была быть сделана в новом произведении.

Однако этого не случилось. 5 октября 1972 года Иван Антонович Ефремов скончался. Впрочем, если честно, его смерть была вполне ожидаема – поскольку последние несколько лет своей жизни писатель провел в непрерывной борьбе с тяжелой болезнью сердца. (Собственно, он уже был при смерти за несколько лет до этого – но тогда самоотверженные действия его жены и своевременное прибытие врачей помогли Ефремову остаться в живых.) Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что «Чаша отравы» так и осталась не созданной. Однако это означает только то, что нам самим придется делать выводы, вытекающие из произведений Ивана Антоновича, и прямо соотносящиеся с нашей жизнью. Он и так сделал гораздо больше, чем мог – когда после страшного сердечного приступа написал еще два серьезнейших романа – «Час быка» и «Таис Афинская». В которых показал опасность указанного отравления ноосферы, опасность подчиняющих волю человека «фантомов» - неких инфернальных «сущностей», «заводящихся» в информационной среде человечества, и заставляющих людей поступать так, чтобы их жизнь становилась все хуже и хуже... 

* * *
Кстати, забавно – но тогда, в 1970 или 1971 году подобные идеи могли чуть ли не однозначно интерпретироваться в эзотерическом плане: «ментальный яд», «фантомы» и т.д. вещи, вызывали ассоциации то ли с лабораторией средневековых алхимиков, то ли с какими-то «духовными практиками». Собственно, после этого неудивительно, что советские последователи Ефремова, в большинстве своем, оказывались, ну, как это помягче сказать: «подвинутые» на всяких «тайных знаниях».

Летающих тарелках, «местах силы», телепатии, древних цивилизациях, обладающих ядерным оружием, «волшебных» методиках восточной медицины, сверхчеловеческих способностях индийских йогов ну и т.д., и т.п. – в общем, на всей той муре, что так активно лилась на уши гражданам в 1980-1990 годы. Ну, а как иначе было объяснить тот факт, что сознанию человека угрожают «фантомы» -то есть, призраки (в прямом переводе слова), иначе говоря, нематериальные и непостижимые факторы, которые, однако могут воздействовать на объективную реальность?

Но прошли годы, и – удивительным образом – вся эта «фантомно-ментальная ересь» вдруг обрела вполне очевидные, и, что самое главное, совершенно материальные основания. В том смысле, что человек смог не только увидеть «призраки», подобные вышепомянутым, но и научиться самому их создавать, а так же с ними бороться. Причем, не в рамках каких-нибудь «колдовских бдений» или «медитативного вхождения в транс», а во время банальной трудовой деятельности, связанной с автоматизацией и информатизацией самых, что ни на есть, обыденных вещей. Наверное, все уже поняли, что речь идет о компьютерных программах и компьютерных вирусах – последние, кстати, практически один к одному напоминают пресловутые «фантомы», т.е., призраки. И в том смысле, что не имеют никакой материальной основы – легко «перелетая» через тысячи миль и создавая миллиарды своих копий, и тем, что, несмотря на указанную «нематериальность», наносят ущерб не меньший, нежели реальное боевое оружие…

После этого вся «эзотерика» ефремовского предупреждения стала на порядки менее очевидной. Поскольку возникло понимание, что речь там могла идти о том, что в информационной среде – коей однозначно является человеческая культура – вполне могут возникать некие «зловредные» конструкты. Которые вполне могут воспроизводиться и заражать все вокруг, заставляя «потребителей» этой самой среды действовать не ради собственных интересов, а ради чего-то иного. Разумеется, полной аналогии с компьютерными вирусами тут нет – поскольку последние создаются сознательно отдельными людьми. (С самыми различными целями: от любопытства до стремления к коммерческим интересам.) Однако можно вспомнить вирусы «обычные» - то есть, биологические – которые так же представляют собой некий «набор команд», заставляющий живую клетку делать то, что ей не нужно. (Кстати, сами компьютерные вирусы были созданы именно, как аналог вирусов обычных.) Подобные «вредоносные системы», как известно, возникают безо всякого человеческого вмешательства.

Ну, и самое главное – что объединяет и биологических вирусов, и их компьютерных «тезок» - так это то, что потенциальные «мишени» для обеспечения своего существования неизбежно должны были выработать эффективные методы защиты. И выработали: скажем, любые живые и более-менее развитые существа в качестве «базовой системы» обязательно имеют очень сложный механизм иммунитета. Благодаря чему вся та «вирусная масса», которой буквально «пропитана» окружающая среда, не наносит им существенного вреда – хотя при ее «отключении» вся жизнь была бы уничтожена вирусами в течение нескольких дней. Про «компьютерный мир» можно сказать то же самое – давно уже не осталось в мире систем, не оборудованных разнообразными «антивирусами» и «файрволами», а так же другими способами противодействия враждебному вмешательству извне. (Смешно – но это касается не только компьютеров, но и более примитивных систем, включая встраиваемые контроллеры. Поскольку иначе роутер или даже кофе-машина может стать источником серьезных проблем.)

* * *
В общем, после того, как на «компьютерную безопасность» стали выделять огромные средства, а наличие пресловутых «вирусов» и других вредоносных программ, подрывающих нормальное функционирование вычислительных систем (скажем, «кейлоггеров» и т.д.) стало очевидно даже детям, смеяться над ефремовскими «фантомами» и считать их результатам изощренной фантазии автора стало гораздо сложнее. Ну, а идея очищения «ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием» выглядит гораздо менее идеалистично, нежели это было еще лет тридцать назад. Скорее наоборот – она кажется сильно опередившей время, поскольку выступает своеобразном «проблеском материализма» в областях, еще недавно целиком отданных древним представлениям о «коллективном бессознательным». (Выражающихся в наукообразных теориях Юнга и его последователей. Поэтому тот факт, реального применения подобных методов деинфернализации нет до сих пор, ничего не меняет: очевидно, что в будущем они, однозначно, появятся. (И тем самым, кстати, уничтожат одну из причин появления пресловутой «эзотерики» - то есть, ложных моделей устройства мира, основанных на неких «тайных знаниях», неизвестным путем доставшихся их обладателям. Сделав с «коллективным бессознательным» то, что сделала науки с природой лет триста назад – «вырвав» последнюю из цепких лап алхимиков и колдунов.)

Кстати, в качестве забавной иллюстрации к сказанному выше можно привести пример той «эволюции», которой подверглось понимание самого Ефремова. Которое еще недавно – где-то до начала-середины 2000 годов – находилось целиком и полностью в рамках «эзотерической парадигмы». (Вплоть до дебильной идеи о том, что «КГБ считал, что писатель был инопланетянином».) В позднесоветское время, впрочем, в данном понимании присутствовала еще и эротика но после 1990 года считать произведения фантаста «эротическими» могли только откровенные ханжи. Однако мысль о «тайных знаниях» оставалась господствующей до самых последних времен – пока развитие информационных технологий и, одновременно, рост понимания того, чем же реально выступает эзотерика – не привела к резкому снижению ее актуальности…

Впрочем, это небольшое отступление (о «эволюции понимание Ефремова») выступает лишь иллюстрацией к более серьезным вещам. Таким, которые, по сути, далеко выходят за пределы «ефремовской темы», и перекликаются с предыдущими постами о «времени большого перелома». (Почему, собственно, данный вопрос и был поднят.) Но, разумеется, об этом будет сказано уже в следующей части…


Комментариев нет:

Отправить комментарий