понедельник, 26 января 2015 г.

Разговоры о Саудовской Аравии



У меня тут осталось немного интересного из Саудовской Аравии. Если пропустили отчеты из недавнего путешествия, то рекомендую смотреть их по тегу. А сегодня я публикую разговор со своим знакомым, который долгое время работал в Саудовской Аравии. По понятным причинам, имени его не раскрываю )

- Расскажи, как обстоят дела с алкоголем. В Сауди же строжайший запрет на все спиртное.

- Я познакомился с местным пилотом. Он заезжал за мной в четверг вечером – не каждый раз, а раз пять, когда мы бухали в Рияде. Он заезжал на белом рейндж-ровере, т.е. он из достаточно состоятельной семьи. Он лётчик военной авиации. Он забирал меня возле дома. И был случай, мы поехали в какой-то район, там нет ни фонарей, ничего. Навстречу нам ехал автомобиль. Мы поравнялись с тем автомобилем, открылось окно, он кинул туда свёрток. Ему передали тоже свёрток – т.е. он купил три бутылки Black Label. Вообще все практически саудиты бухают Black Label. У них в основном из алкоголя только он. Дальше мы подъехали к какой-то кафешке, он как-то специфически посигналил. Вышел официант и вынес нам три бокала из под кока-колы, наполненные льдом. Это отработанная схема. Мы ездили по Рияду и пили Black Label из стаканчиков из-под кока-колы. Причём они глушат его чистоганом. Иногда только чуть-чуть водой разбавляют.

- А как это уживается с религией?

- Многие из саудитов учатся в Америке. И как раз оттуда привозят эту развратную жизнь. Вот этот чувак, он как раз учился на пилота в Америке. И он придерживается такого образа жизни. Я его спрашиваю: А ты веришь? Он говорит: Да. Я: Ну ты же бухаешь, живёшь как хочешь. А он говорит: Ладно, в пятницу помолюсь. Он верит, что эти косяки за неделю можно замолить в пятницу. Есть такое понятие, как сделать хадж, и всё тебе простится. У арабов есть своеобразная система баллов. Т.е. если ты ходишь пять раз в день в мечеть, у тебя какие-то баллы копятся, это плюс. Если ты ругнулся матом, ты можешь перекрыть это: сходить помолиться. Т.е. они это калькулируют в голове, чтобы не уходить в глубокий минус.

- А что с наказаниями? Насколько я понял, плетью уже никто никого не бьёт на улице?

- Они не бьют плетьми, они бьют палками. 

- Ну это не публично? Вот как раньше, у мечети все собирались…

- У них есть закрытые площади, ангары, где совершаются казни. Где как раз отрубают головы, закидывают камнями. Самая последняя казнь была недели две назад. Казнили пакистанца, который пытался провезти пару килограммов наркотиков. Ему отрубили голову. А до этого было пять йеменцев, которым отрубили головы и повесили на улице. Ну нет такого, чтобы каждую пятницу… И даже палки, у них есть такие законы: прежде чем бить, они Коран кладут подмышку, чтобы ты не мог сильно размахнуться. Можешь бить, но только чтобы он не упал. И тем не менее, после ста палок ты просто умрёшь. Я видел женщину, которой перепало – я не знаю, за что. У неё были такие синяки, они сходят два месяца.

За измену женщин зарывают в песок по шею и закидывают камнями, пока полностью не размозжат ей голову. Но этого давно уже не было, потому что в Коране сказано: чтобы казнить женщину за измену, три человека должны подтвердить, т.е. увидеть эту измену физически. А как три человека могут это увидеть?

- А что-то из необычных наказаний?

- В пятницу до 16:00 лучше на улице вообще не показываться, потому что на улице никого нет, все молятся. Я как-то вышел в 11 утра, пошёл погулять по Рияду. Я в районе Ай-Файзалии жил. Там по улицам курсирует машина религиозной полиции. Я шёл, а они остановили меня и потребовали мои документы, потому что в визе написано кто я, мусульманин или нет. Я не мусульманин. Они попросили у меня икаму (икама зелёного цвета говорит о том, что я мусульманин, икама другого цвета – в нашем случае, по-моему, красного – говорит о том, что я не мусульманин). А у меня икамы ещё не было. Они увидели, что я не мусульманин и спросили: А почему ты гуляешь? Они говорили со мной только по-арабски – я пытался говорить с ними по-английски, они не захотели. Может, не знают английского, а может, не считают нужным. Они посадили меня в машину, сказали, что нельзя гулять в пятницу до 16:00, и возили меня до вечера в качестве наказания. Ну это со мной случилось, поэтому я это знаю. Они мне рассказывали, что мусульман возят двое суток.

- А с иностранцами как дела обстоят? Их наказывают или просто высылают?

- Если ты первый раз попался, тебя заносят в чёрный список и взимают штраф. Если второй раз поймают, то посадят или депортируют. Был у меня знакомый американец. А вот он как-то 150 ехал там, ограничение 80, торопился. Камера сняла его. И потом через недельку он ехал, его останавливают полицейские и показывают ту фотку: ты на мосту ехал 150 км/ч. И его на три дня посадили в тюрьму – просто увезли и отняли телефон. Он только на второй день смог сообщить о себе жене. Я помню в 2007 г. работал в Рияде, там был финн, и он во время Рамадана купил маффин на заправке и ел. Подъехала религиозная полиция, и его посадили на три месяца. Во время Рамадана нельзя есть вообще. Перед Рамаданом всем в моей компании пришло письмо: Кто не держит пост, помните о своих коллегах, не кушайте, уважайте чувства постящихся. А если Вы не будете это делать, помните, что мы имеем право вас за это депортировать из страны. 

- Расскажи про «саудитизацию» 

- Вообще в каждой стране залива у них есть такая программа. Я вот был в Омане – там тоже, в Бахрейне тоже. Значит, в каждой компании должен работать определённый процент местных. У них какая система: если у тебя очень много местных, то ты находишься в «зелёной зоне», и ты можешь пригласить очень много иностранцев, экспатов в свою компанию. Если у тебя работает мало иностранцев, среднее число, то твоя компания находится в «жёлтой зоне». Ты можешь пригласить меньше экспатов. А если у тебя мало саудитов, ты в «красной зоне», и никого ты пригласить не можешь. Одного, двух, трёх… А так как всё тут делают экспаты – основные должности, вся инженерная работа на них, то они просто вынуждены принимать на работу местное население. Так вот, местные обычно работают в службе HR – визы, общаются с госорганами – т.е. всякой хернёй занимаются, ничего не делают.

На самом деле, саудиты себя считают лучше всех – оманцев, эмиратцев и бахрейнцев. И есть такая у них фишка: если ты просишь что-то сделать, они говорят: я сделаю завтра. «Бакра». Бог даст – завтра.

- «Букра иншалла» – это никогда?

- Скорее всего, «букра» - это «через неделю», а просто «иншалла» - это «никогда». «Иншалла» - это «Да будет воля Аллаха». А если воли не будет, то и ничего сделано не будет. Когда они тебя просят что-то сделать, и ты прикидываешь: ну, мне на это надо два-три дня. Они говорят: Как два-три дня? Скажи «завтра». Я говорю: «Я не сделаю завтра. Мне нужно сделать это, это, это; рассчитать то, то, то – для этого нужно два дня». Они говорят: «Хабиби, ты меня обидеть хочешь? Скажи «завтра», а сделаешь как сделаешь». Вот у них так. Работать они не любят. Ну это уж везде так. Они тупят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий