В
рамках научно-исследовательского проекта кафедры общего и русского
языкознания «Теоретическое и прикладное описание единиц русского языка,
речи и коммуникации» в Институте Пушкина состоялся научный семинар Владимира
Карасика.
Владимир
Ильич Карасик – профессор Волгоградского государственного
социально-педагогического университета, руководитель научной школы по проблемам
социолингвистики и лингвокультурологии – выступил с докладом на тему
«Дискурсология в лингвокультурологической перспективе».
В
докладе был представлен «относительно новый», по словам профессора, подход к
пониманию языка: схема, в основе которой находится треугольник
«личность–концепты–дискурс.
* * *
Личность в предложенной профессором схеме – это «человек в языке», в самых разных проявлениях коммуникативной активности. Концепты – это картина мира, которая объединяет либо разъединяет людей, это переживаемые «кванты знания», живое участие в коммуникации».
Эти «кванты знания» – не только некий энциклопедический справочник, а живое участие в коммуникации, которое (профессор цитирует В.Г. Костомарова) очень удачно названо «речеповеденческие тактики». Это живое знание о мире и о том, как надо себя вести. Дискурс в предложенной схеме – это речь во всех её проявлениях, текст, погруженный в ситуацию общения и текст, погруженный в жизнь.Понятие «дискурс» в современной науке
используется очень широко, поэтому, по мнению Владимира Карасика, термин
начинает расплываться.
«Вот если какой-то физик напишет такую
фразу: «Лично я под весом и под массой понимаю то-то и то-то», то все остальные
физики на него набросятся и он, наверное, без побоев не уйдёт. А в гуманитарных
науках термины часто «плывут», поэтому самого термина бывает недостаточно,
нужно в этом же тексте найти объяснение, как автор понимает то или другое
явление».
По словам профессора, у дискурса есть элемент развития: мысль может быть выражена «дискурсивно», то есть развернуто, а может быть дана точечно. «Дискурс – это когда вас просят: порассуждайте, объясните, дайте развитие некой идее. Это первое понимание», – считает Владимир Карасик.
Второе понимание дискурса связано с
людьми, которые используют определенные идеи, показывая, что они относятся к
определенной группе. Это идеологическое понимание: «дискурс власти», «дискурс
оппозиции», дискурс той или иной группы людей, позиции которых выражаются в
коммуникативном поведении.
О чем мы говорим?
«Дискурс – это единство текста и
коммуникативной ситуации», – считает профессор Карасик и называет три подхода к
изучению дискурса.
Первый подход, наиболее традиционный –
это тематический: о чем мы говорим? Можно говорить об экологическом,
гастрономическом и любом другом дискурсе. Такое объектное понимание не имеет
конечного результата, это бесконечное исследование.
У этого подхода есть еще одно измерение:
как подается та или иная информация? Здесь много интересных моментов, связанных
с подтекстом, скрытыми смыслами, прямым и непрямым выражением информации.
«Моя идея такая: коммуникативная
ситуация сама по себе объясняет ту дозу подтекста, которую мы можем из текста
извлечь», – говорит Владимир Карасик. Обычно мы не ищем глубинный текст в
кулинарных рецептах или простых обиходных текстах. И если в такой бытовой
ситуации нас не понимают, значит, между нами есть серьезные расхождения. Не
понимают, поскольку не хотят понимать.
«Если мама говорит: «Садись, вот тебе, пожалуйста, борщ, вот тебе второе», и человек говорит: «Мама, а что ты понимаешь под «борщ»? Все, общения не будет как такового, мама вам такого вопроса не простит».
Тем не менее, есть виды дискурса, где понимание вариативно и зависит от индивидуальной интерпретации. Самым ярким примером такого дискурса является художественный текст, который каждый человек истолковывает по-разному в зависимости от образования, возраста, личностных черт, жизненного опыта. Более того, при каждом обращении к тексту в разный период жизни и при разных обстоятельствах, один и тот же человек может извлекать для себя новый смысл.
В этой же связи профессор напомнил работы В.Г. Борботько, который противопоставлял высказывания «дискурсивный» и «рекурсивный». Дискурсивные – это такие, где возникают новые идеи. Рекурсивные – те, в которых по кругу повторяется одно и то же, реплики «как дела», «ничего» и т.д. Это вот сюда же, к первому, тематическому понимаю дискурса.
Кто участники дискурса?
Второе понимание дискурса –
социолингвистическое, социально-психологическое: «кто его участники»? Дискурс в
этом понимании – это взаимодействие определенных типов людей, у которых есть
свои идеи, концепты в сознании, обмен этими концептами.
Ученые выделяют два типа
дискурса: личностно-ориентированный и статусно-ориентированный.
Личностно-ориентированный тип – это
общение между людьми, которые хорошо или якобы хорошо знают друг друга. Такое
общение делится на два подтипа: бытовое и бытийное. Бытовое общение – это
общение между друзьями, между членами семьи, между теми, кто знает друг друга
хорошо. А вот бытийное – это общение между теми, кто якобы знает друг друга
хорошо, и самым частотным представителем этого типа является художественный
текст. «Я уже с другой позиции говорю о художественном тексте», – поясняет
профессор Карасик.
Этот подход – «кто участники?» – связан
с нормами культуры общества и в обиходном, и в бытийном общении. При этом могут
пройти тысячелетия, но основные нормы не меняются.
Более двух тысяч лет назад в Малой Азии на территории нынешней Турции существовало мощное государство хеттов. Они вели многочисленные войны, в частности с египтянами.
«Однажды обнаружили письмо в иероглифике и в клинописи, которое написала хеттская принцесса египетскому царевичу. «Никто меня здесь не понимает. Только ты меня можешь понять. Я хотела бы с тобой встретиться и быть вместе». Три тысячи лет назад. Как вам? Изменилось ли что-то в человеческой природе?
Что-то да, но что-то остается прежним. Это составляет важную часть бытийного общения.
В статусно-ориентированном типе дискурса выступают представители разных групп, он, как правило, содержит несколько важных целей. Цель политического дискурса – борьба за власть, научного – установление истинности и закономерности существования мира, педагогического – социализация, обучение человека. Очень интересный вид дискурса – медийный, который решает триединую задачу: информирование, воздействие на аудиторию и развлечение. Здесь важную роль играет что-то яркое, цепляющее. Рекламный дискурс – продвижение товара или определенного стиля поведения («социальная реклама»).
В ряде типов дискурса есть важная
характеристика: «хронотоп» (по М. Бахтину) – это определенные
жесткие показатели времени и места, характерные, например, для юридического
дискурса.
Следующая характеристика, которая
прослеживается в разных видах статусного дискурса – это ценности. У каждого
дискурса есть основные ценности, которые определяют поведение его участников.
Например, ценности педагогического дискурса: знания – это благо, ученика нужно
уважать, знать, что он имеет право на ошибку.
В любой системе ценностей есть три
уровня конкретизации. Верхний уровень – сами ценности, далее – нормы, третий
уровень – это традиции и суеверия.
«Посмотрите на развлекательный,
театральный дискурс. В театральной среде есть выражение: «Начинающему актеру
необходимо эстрадное нахальство». Нахальство – это отрицательная
характеристика, нам не нравятся нахалы. Это нахальство применимо только к
актерам. И то не везде и не всегда. А как вам нравится словосочетание
«спортивная злость»? Ведь спортсмены знают, что это такое. Но злость сама по
себе – отрицательное качество».
Другая характеристика статусного
дискурса связана с волевым измерением, коммуникативной стратегией.
Первоначально в общении есть некий мотив вести себя так или иначе, затем
возникает намерение. На уровне мотива и намерения, интенции, мы говорим о
простейших вещах, которых человек может не осознавать до конца. Далее мы
формулируем цель. Цель формулируется, в отличие от намерения. Способы достижения
целей – это стратегия.
Для того чтобы изучить коммуникативные
стратегии как явление более подробно, Владимир Ильич порекомендовал к прочтению
работу Оксаны Иссерс «Коммуникативные стратегии и тактики
русской речи».
Последняя характеристика статусного
общения – это коммуникативные формулы. Существуют фразы, которые
выступают индикаторами, показывая, к какой группе людей относится человек. «Я
присутствовал в такой ситуации. Военные собираются, лейтенант просит у товарища
ручку, а она не пишет. Он ее бросает и заявляет: «Учебная!». Что это значит?
Как учебная граната, как макет».
Как ведется общение?
Третий подход к изучению дискурса это вопрос: «Как?». В какой тональности ведется общение? Говорим информативно или фасцинативно? Чем отличается информативная тональность от фасцинативной? Однократность и неоднократность восприятия: информативное восприятие требует однократного прочтения. Также важная эмоциональность составляющего – как правило, фасцинативная тональность текста ведет за собой эмоциональный отклик читателя. Третья характеристика – зависимость от формы текста. «Читают англичане «Евгения Онегина», особенно если текст переведен, как верлибр, и пожимают плечами: почему вам нравится этот текст? Это же бразильский сериал: сначала она его любила, он ее не любил, потом – наоборот. Мы отвечаем: дело не в этом, важен сам текст, форма, музыка текста, а не его содержание. Обратите внимание: фасцинативные тексты трудно переводятся на другой язык», – заметил профессор.
«Бывает и наоборот. Австрийский поэт написал балладу под названием «Ночной смотр», в которой Наполеон ночью встает из могилы и проводит смотр своих умирающих солдат. Честно, не очень значительный текст для немецкой и австрийской литературы. Но М.Ю. Лермонтов из этого текста сделал шедевр русской лирики, который вы знаете: «По синим волнам океана…»
Понимание дискурса как текста, погруженного в ситуацию общения, или общение по средствам текста дает возможность выделить и описать различные коммуникативные ситуации, охарактеризовать их.
«Эти коммуникативные ситуации всегда
являются личностными, с одной стороны, и культурно маркированными, с другой
стороны. Я предложил вам трехмерное изучение дискурса: с позиции
тематики, с позиции участников общения и с позиции тональности общения. Эти три
подхода не составляют одну плоскость: то, на что вы можете посмотреть с позиций
участников, иначе рассматривается с позиции тональности», – заключил Владимир
Ильич.
Комментариев нет:
Отправить комментарий