суббота, 14 марта 2020 г.

Моя книга "Структура и функции мифа"


В издательстве вышла моя книга "Структура и функции мифа", в которой исследуется проблема выявления значимости и основных параметров структуры и функций мифа. Рассматриваются основные подходы и ключевые вопросы структурирования мифа.
Ключевым из них мне представляется вариант структуры мифа, который более 50 лет назад был предложен К. Леви-Стросом.
В этом плане моя работа является первой за прошедший срок книгой, где версия К. Леви-Строса не просто подвергается сомнению, а становится частным случаем среди прочих множеств.

Дело в том, что миф как базовая универсалия культуры обладает такой пластичностью, что в известном смысле структуры у него нет, т.к. он принимает структуру того, что мифологизирует. С этой точки зрения К. Леви-Строс ткнул пальцем в небо, затратив при этом огромные многолетние усилия целого коллектива. Правда, ткнул он столь блистательно, что ввёл в заблуждение своей гипотезой учёных всего мира на несколько десятилетий. Тем самым он подтвердил, что значимость мыслителя и учёного можно оценивать не только по тому, насколько он опередил время, но и по тому, насколько он его задержал.

Его принципиальная ошибка заключалась в том, что для него миф есть "лингвистический объект" и его т.о. и следует рассматривать. Однако миф - лингвистический объект не более, чем любое другое социальное или культурное явление, которое нужно объяснять при помощи слов. И как человека могут изучать все научные отрасли, при том, что ни одна из них не в состоянии исчерпать данного явления, так и миф как ключевая универсалия культуры не может быть понят и рассмотрен в рамках какой-то одной науки. В противном случае получается забавная околонаучная мифология в духе притчи о слепых, ощупывающих слона.

Попутно отметим, что структура мифа не может подменена структурой его понятия, что, в частности не раз делает А.Ф. Лосев. А прочие структуры мифа на любой выбор и вкус предлагаются в соответствующих главах монографии.

Обложка книги была оформлена в стиле моей "чёрной серии". Для обложки я использовал слегка переделанный свой рисунок тушью под названием "Мелодия Безмолвия", в котором с одной стороны проводится любимая К. Леви-Стросом аналогия мифа с музыкой, а с другой - визуально представлен узорный хаос, из которого может вырасти любая структура, какую захочет читатель, опираясь на свой опыт и воображение.

В качестве информации к размышлению предлагаю всем интересующимся оглавление и несколько цитат из текста.

Оглавление
Содержание…………………………………………………….
К читателям………………………………………………………..
Глава 1. Структура мифа: онтологический аспект………………..
1.1. Структура мифа: постановка проблемы………………….
1.2. Структура мифа: взаимодействие системного и внесистемного
1.3. Структура мифа и проблема его определения…………….
Глава 2. Структура мифа по К. Леви-Стросу: опыт несостоятельного…………………………………………….
2.1. Миф и структурная лингвистика: ограниченные возможности специализации……………………………………………………..
2.2. Миф как высказывание: критика лингвистических подходов к изучению мифа как универсалии культуры……………………
2.3. Структура мифа по К. Леви-Стросу как смысловой и методологический тупик………………………………………..
Глава 3. Исходные параметры структурирования мифа………….
3.1. А.Ф. Лосев о структуре мифа: информация к размышлению...
3.2. Методологическая ограниченность структурной лингвистики при выявлении структуры мифа…………………………………
3.3. Особенности мифа в контексте его структурирования....
3.4. Миф как пространство в рамках соотношения частного и целого………………………………………………………………..
Глава 4. Основные варианты структурирования мифа…………..
4.1. Современный миф: базовые основы структуризации……
4.2. Основные параметры структуризации мифа…………….
4.3. Бинарная структура мифа и её составляющие…………….
4.4. Социальные параметры структурирования мифа………..
Глава 5. Функции мифа как основа его структурирования………
5.1. Функции мифа в рамках научных специализаций………..
5.2. Функции мифа по Д.П. Козолупенко: опыт критического анализа………………………………………………………………….
5.3. Структура функционирования мифа…………………….
Заключение……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………
Приложение №1: К. Леви-Строс. Структура мифов………….
Приложение №2: Ставицкий А.В. О сакральном значении звука, буквы, числа (эссе)………………………………………………
Приложение №3: Рене Генон. Тайны буквы нун (Nûn)…..
Приложение №4: М. Элиаде. Структура и функции мифов…..
Приложение №5. А. Ф. Лосев. Диалектика мифа……
Литература……………………………………………………

"Миф является генератором структурности, создавая во-круг человека такую сферу, которая, сохраняя исходную цельность, придаёт его жизни осмысленность в каждом осознанном действии. При этом структуры встроены в мифологическое пространство, реализуясь в нём как некие сгустки смысла, и могут быть отделимы от него лишь как абстракция, в качестве своеобразного методологического допущения, в реальных условиях функционирования мифа невозможного.
Так, интегрируясь между собой на всё возрастающих уровнях, мифы на вершине образуют то единое структурированное пространство, которое умещается в одном слове Миф".

"Сложность поиска исходных основ для мифоструктуры заключается в том, что соотносимость одного мифа к другому может быть подобна отношению «капля» - «океан» с тем отличием, что миф-капля может сам вобрать в себя океан или стать вселенной для чего-то другого. Причём исходной основой для создания структуры может быть не фраза как таковая, а фраза-код, код-слово или знак, сюжет, а также всё мифологическое пространство".


«Важность и значимость исследования структуры и функционирования мифа связана с тем, что через структуру мифа определяются его природа, смысл и назначение, а также характер функционирования, что в свою очередь, благодаря подключению соответствующих контекстов, позволяет лучше понять не только современный миф, но и его роль в жизни людей и общества в целом.
В основе сложившейся проблемы лежал парадокс мифологической структуры, который заключался в том, что с одной стороны как символически означенный образ реальности миф должен быть структурированным. Ведь даже самые элементарные явления знаковой системы обретают структуру, если их наделить смыслом, а миф – это смыслонесущая и в образно-символической форме отражённая реальность и мифотворчество есть процесс смыслообразования. Но с другой стороны – при такой универсальной пластичности и многообразии проявления некая единственная и законченная структура, возможно, мифу и не нужна. Последнее обстоятельство требовало основательной проверки, результатом которой и стало данное исследование, поставившее прежние установки под сомнение».

Комментариев нет:

Отправить комментарий