пятница, 26 февраля 2016 г.

Управляющие погодой



Тем, кто контролировал погоду, кто мог вызвать или  унять дождь, засуху или ветер, приходилось туго, когда подолгу лили проливные дожди, стояла иссушающая жара или дули шквальные ветры, и они, несмотря на просьбы людей, не могли ничего изменить в лучшую сторону. В этом случае народ действовал решительно и быстро.

Например, если божество долго оставалось глухим к мольбам японских крестьян о дожде, то, в конце концов, те низвергали его изображение и с громкими проклятиями швыряли головой вперед в смердящее рисовое поле.

Китайцы поступали подобным образом. В случае засухи они угрожали богу и били его. Так же они обходились с ним в период непрекращающихся дождей. Так, в апреле 1888 года за подобный «проступок» они на пять дней посадили бога под арест. И лишь когда дождь прекратился, они выпустили его на свободу.

Во время засухи, случившейся несколько лет до этого эпизода, то же божество заковали в цепи и целыми днями держали на солнце во дворе храма, чтобы оно на себе почувствовало настоятельную нужду в дожде.

Когда сиамцам необходим дождь, они также выставляют своих идолов на нещадно палящее солнце. Но если, напротив, им нужна сухая погода, они снимают крыши с храмов и оставляют таким образом идолов мокнуть под дождем.

Иногда так же поступали со своими святыми и европейцы. В 1893 году, когда над Сицилией из-за отсутствия дождей нависла угроза гибели урожая, в Палермо разъяренные жители выбросили святого Иосифа из церкви в сад, чтобы он лично убедился, как обстоят дела. Других святых, как непослушных детей, повернули лицами к стене, с третьих сорвали их великолепные одеяния и изгнали далеко за пределы их приходов.

Им угрожали, их грубо оскорбляли, окунали в лужи. В городе Кальтанисетта у архангела Михаила оторвали золотые крылья и заменили их картонными; с него сняли также пурпурную мантию и одели в тряпье. Еще хуже пришлось святому Анжело, покровителю Л иката. Его вообще раздели догола, всячески оскорбляли, затем заковали в цепи и угрожали повесить или утопить. «Дождь или веревка?» — орала разъяренная толпа, потрясая  кулаками перед ликом святого.

Чуть-чуть добрее к своим святым, в особенности к св. Петру, были крестьяне из Наварры: они, в случае упорства почитаемого ими божества в «организации» дождя, несли его статую к ближайшему водоему и погружали его в воду.

Гораздо хуже во всех подобных ситуациях приходилось земным «управленцам» погодой, в особенности, дождем. Во многих племенах Австралии и Южной Африки, то есть в районах, где  осадки являются особым дефицитом, существует группа людей, — жрецы,  колдуны, вожди и т. д., — которые, как считают аборигены, владеют магией управления природными стихиями.

Как обычно бывает в подобных ситуациях, все идет хорошо до тех пор, пока не случится казус, например, по воле вождя не выпадет дождь или, наоборот, не выглянет солнце.

Так, в Африке вождя, которому не удалось вызвать дождь, часто изгоняют, — это в лучшем случае, — или убивают. В некоторых районах той же Африки, если, несмотря на обращенные к вождю молитвы и приношения, дождь все равно не окропляет землю, подданные связывают своего владыку веревками и силой ведут на могилы предков, чтобы с его помощью вытребовать у них необходимый дождь.

Банжары Западной Африки также приписывают своему вождю способность делать погоду сухой или дождливой. Пока стоит хорошая погода, они осыпают его подарками в виде зерна и скота. Но если засуха или дождь угрожают погубить посевы, они оскорбляют и бьют вождя до тех пор, пока погода не изменится к лучшему.

В племени латука (район Верхнего Нила), когда сохнут посевы, и все усилия вождя вызвать дождь оказываются безуспешными, ночью на него обычно совершают нападение, грабят его имущество, а самого изгоняют. Часто дело доходит и до убийства.

В прошлом коралловыми островами Ниуе, или Дикими островами, правила царская династия. Но так как ее представители были одновременно верховными жрецами и, как считалось, способствовали росту съедобных растений, то в голодное время народ приходил в гнев и убивал их. Когда, наконец, после серии убийств никто не пожелал занять трон, пришел конец и монархическому правлению.

Китайские авторы сообщают, что, когда в Корее выпадало слишком мало или слишком много дождей и не созревал или погибал урожай, вина за это возлагалась на царя. И тогда возмущенные подданные требовали либо простонизложения его величества, либо даже его умерщвления.

Индейцы Бразилии относились к своим паже (колдунам) с таким почтением и благоговением, словно это были не люди, а боги. При встрече с паже рядовой индеец простирался ниц и с трепетом в голосе обращался к нему, как к божеству, с молитвами.

Но если когда-нибудь паже вдруг ошибался в своих предсказаниях, народ без колебаний их убивал, как недостойных столь высокого титула и звания.

Один из способов вызова дождя, применявшийся еще недавно у тайцев, состоял в провоцировании битвы слонов, которых привязывали к столбам на таком расстоянии один от другого, что они не могли ранить друг друга, но бивни их соприкасались. Стук бивней рассматривался как магическая имитация грома. Победителем считался тот слон, который поднимал клыками голову соперника, просунув их между бивнями побежденного.

После этого слонов разводили, и состязание продолжали погонщики, исполнявшие соответствующие танцы и злословившие по адресу противника. Вся программа этого поединка повторялась трижды.

Во время сильной засухи люди племени диери из Центральной Австралии вырывают яму размером примерно 3,5 на 3 метра и над ней из бревен и ветвей выстраивают хижину конической формы. Влиятельные старейшины племени острым камнем двум колдунам пускают кровь, которая, стекая с их локтей, попадает на сгрудившихся в хижине соплеменников.

Одновременно с этим истекающие кровью колдуны пригоршнями разбрасывают вокруг себя пух, часть которого прилипает к обрызганным кровью телам людей, а часть — кружится в воздухе. Считается, что кровь символизирует дождь, а пух — облака.

Во время церемонии на середину хижины выкатывают два больших камня, которые изображают предвещающие дождь облака; затем те же колдуны относят эти камни на расстояние 10-15 миль от поселения и затаскивают как можно выше на самое высокое дерево. В это время остальные мужчины собирают гипс, растирают его в порошок и бросают в яму с водой.

В заключение молодые и старые мужчины окружают хижину и, наклонив головы, как бараны, бодают ее. Это бодание продолжается до тех пор, пока хижина не рухнет. Во время этого ритуала пользоваться руками запрещено. Однако, когда остаются одни лишь тяжелые бревна, разрешается пустить в ход и руки.

Протыкание хижины головами символизирует продырявливание облаков, а падение хижины — выпадение дождя. Очевидно также, что водружение на вершину дерева двух, символизирующих тучи, камней предполагает таким способом ускорить появление на небе настоящих дождевых облаков.

Диери считают также, что способностью пошшять на появление дождя обладает и крайняя плоть, взятая у юношей при обрезании. Поэтому Великий совет племени всегда держит немного плоти про запас. Ее тщательно скрывают, храня завернутой в перья вместе с жиром дикой собаки и ковровой змеи. Считается, что по окончании церемонии вызывания дождя крайняя плоть исчерпывает свою силу, поэтому ее зарывают в землю.

После выпадения дождя несколько мужчин, юношей и мальчиков подвергаются хирургической операции срезания кремниевым ножом лоскутков кожи с их груди и рук. По ране похлопывают плоской деревяшкой, чтобы вытекло побольше крови, а затем втирают в нее красную охру, от которой на теле вздуваются рубцы.

На острове Ява, когда нужен был дождь, двое мужчин принимались хлестать друг друга гибкими прутьями. И продолжали эту экзекуцию до тех пор, пока из их спин не начинала течь кровь, символизировавшая дождь.

Люди племени эггхиу из Абиссинии, чтобы вызвать дождь, каждый раз в январе вступали в кровавые схватки — друг с другом, деревня с деревней, — которые продолжались в течение целой недели. Видимо, пролитая в этих схватках кровь должна была умилостивить духов.

У некоторых племен Верхнего Нила царей в обыденном смысле этого слова не было. Зато существовали Цари дождя, которым приписывалась способность вызывать дождь в нужное время года, то есть в сезон дождей, который приходится на конец марта.

Когда приближался этот срок, глава каждой семьи отправлялся к Царю дождя и дарил ему корову, чтобы тот послал благословенную воду на побуревшие иссохшие пастбища.

Если дождь не шел, люди собирались и требовали, чтобы царь не упирался, а дал так необходимую им и их скоту небесную влагу. Если же небо по-прежнему оставалось безоблачным, царю вспарывали живот, в котором, по представлениям аборигенов, он скрывал ливни. 

Аналогичная должность, она именовалась «алфаи», существовала и у бареа, — племени, населявшем окраины Абиссинии (нынешняя Эфиопия). Алфаи со своей семьей жил в одиночестве на горе. Народ приносил ему дань одеждой и плодами и обрабатывал за него его большое поле. Считалось, что заклинаниями он может вызвать дождь и прогнать саранчу.

Если же он не оправдывал возложенные на него обязанности, и в стране наступала продолжительная засуха, взбунтовавшиеся люди до смерти забивали алфаи камнями. Причем первым бросить в него камень был обязан ближайший родственник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий